vspvsp (vspvsp) wrote in potsreotizm_new,
vspvsp
vspvsp
potsreotizm_new

Category:

Монархия снова в моде

Как Пушкин и Гоголь защищали монархию

25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство. Таким образом, мы имеем полное право назвать 25 января 1547 года днем рожденья полноценной русской монархии.

Для Платона и Аристотеля монархия – лучшая форма правления. Платон в «Государстве» описывает ряд постепенной деградации государственных форм правления от века золотого к веку железному, от истинной монархии к последнему разложению демократии…

Ничего иного человечество с тех пор так и не придумало. Все попытки найти или описать «четвертую форму власти» кончались ничем. Ничего нового не придумали ни Маркс, ни Локк, ни иные «гении» Нового времени. И коммунистические и либеральные режимы, что бы они о себе ни говорили, катались взад-вперед по тем же рельсам трех форм власти – между охлократией и тиранией.

В самом деле, Рим предлагал по-своему идеальные соотношения власти: диктатор (позднее император) – монархический элемент, Сенат – элемент аристократический, народное собрание под председательством народных трибунов – элемент демократический. Как показала история, государства, соответствующие схеме Полибия, оказывались наиболее гармоничными, устойчивыми и жизнеспособными…

По полибиевой схеме жил не только республиканский, а затем и имперский Рим, но и древнегреческие города-полисы (царь, аристократия и народное собрание); персидская империя Ахеменидов; Древнеассирийское царство; государство Хеттов (XVI-XII в до н.э.). Наконец, ту же схему воспроизводили средневековые королевства Европы и княжества Древней Руси: князь, бояре, вече…

Наиболее убедительные доводы в пользу полибиевой формы власти принадлежат, вероятно, Пушкину. В советские годы нас убеждали, что Пушкин был демократом. Это, конечно, не так. Современную ему демократию (французского и американского образца) Пушкин глубоко презирал, обвиняя её в «отвратительном цинизме», «жестоких предрассудках» и «нестерпимом тиранстве»: «Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству… Большинство, нагло притесняющее общество… талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму» – такой представлялась Пушкину американская демократия (статья «Джон Теннер», 1836).

И это понятно. Демократия отрицает естественную иерархию мира, следовательно, отрицает культуру – всегда иерархичную по своей природе.

Наконец, только монархия, согласно Пушкину, утверждает подлинную свободу и самостоянье личности. Гоголь следующим образом передаёт мысль Пушкина о монархии: «Зачем нужно… чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполненьем закона недалеко уйдешь; нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха – автомат».

Итак, не будем смотреть на монархию как на нечто, безвозвратно от нас ушедшее. Возможно, именно здесь залог нашего лучшего будущего? Пусть не царя, но, во всяком случае, некую сверхидею, с которой было бы не стыдно войти в новый век и которая стоила бы того, чтобы за нее бороться, «венчать на царство» нам так или иначе, рано или поздно всё же придётся.

Полностью графоманский высер здесь
Tags: кушайте - не обляпайтесь!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments