tolya99 (tolya99) wrote in potsreotizm_new,
tolya99
tolya99
potsreotizm_new

От винта: Кудрин испугался резкого подорожания лайнера МС-21

ну, поднимите ручки, кто удивлен?

Аудиторы Счетной палаты России провели проверку самой амбициозной российской авиационной программы — проекта создания среднемагистрального лайнера МС-21. И забили тревогу, усмотрев резкий рост стоимости проекта. Что стало причиной подорожания, и насколько оправданы опасения ведомства?

Авиастроение в современной России все еще находится в кризисном состоянии. Авиапарки российских компаний практически полностью укомплектованы зарубежными Boeing и Airbus, мировое лидерство этих компаний едва ли кто-то возьмется оспаривать.

Однако Россия уже построила собственный ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet-100, уже запланировано создание дальнемагистрального лайнера CR929 российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) совместно с китайской COMAC.

Новым эффективным среднемагистральным лайнером должен стать МС-21, создание которого ведется на Иркутском авиационном заводе. По данным ОАК, в данный момент производство проходит стадию создания опытных образцов.

Проектом заинтересовалась Счетная палата, которая провела в ОАК проверку работы по созданию самолета. Выяснилось, что окончательная стоимость проекта превысила закладываемые изначально суммы, что вызвало возмущение контрольного ведомства. Однако так ли справедливы выводы аудиторов, и главное — так ли мрачны последствия удорожания проекта?

Откровения Счетной палаты

Проверка Счетной палаты в ОАК прошла в сентябре, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Факт проверки изданию подтвердил и сотрудник аппарата правительства. В итоговом акте Счетная палата сообщила, что проект МС-21 отошел от заявленных сроков и размеров финансирования.

Сроки еще в конце 2017 года сместились на семь лет: до 2025 года — по продолжительности создания самолета, и до 2019 года — по продажам. Аудиторы забили тревогу и из-за серьезного удорожания проекта.

В 2008 году проект оценивался в 125 млрд рублей, в 2017-м совокупная стоимость работ выросла до 284 млрд рублей с дефицитом финансирования в 107 млрд рублей. Аудиторы заявили также и о дефиците операционной деятельности «Иркута», который строит самолет. Дефицит этот достиг 198 млрд рублей.

Таким образом, заявили аудиторы, общая стоимость проекта достигла рекордной отметки в 438 млрд рублей. Из них уже пошло в дело 158,3 млрд рублей, а 279,1 должны быть вложены в период с 2018 по 2025 год.

Специалисты между тем заявили изданию, что «Иркут» понес ожидаемые потери. Так, корпорация получила убытки от продаж самолетов, тратилась на субсидирование лизинговых компаний, гасила кредиты и займы. Инвестиционные затраты выросли с 77 млрд рублей до 181 млрд рублей. Эти деньги пошли на переоборудование предприятий и опытно-конструкторские работы. В общую сумму также вошли 25 млрд рублей на предпродажное обслуживание.

Ложная тревога?

В «Иркуте» рассказали, что первоначальная оценка стоимости проекта производилась довольно приблизительно. Тогда у корпорации не было разработчиков и поставщиков различных систем самолета. За основу пришлось взять исторические данные и советский опыт создания самолетов. При этом не была учтена стоимость электронного проектирования, сертификация, включая иностранную.

На стоимость проекта влияют и курсы валют, ведь для российских производителей все импортные комплектующие стали существенно дороже. Влияние также оказала и инфляция.

Иркут» также заявил, что проект пришлось удорожить из-за перераспределения производственных мощностей. Первоначально предполагалось, что в 2016-2017 годах корпорацию освободят от производственной кооперации по созданию военной техники. На предприятии планировали отдать все высвободившиеся мощности проекту МС-21.Однако в 2012 году власти передумали и корпорацию включили в программу гособоронзаказа, поэтому «Иркуту» пришлось расширяться, чтобы строить МС-21.

Как рассказал в интервью Царьграду глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, ситуация с МС-21 не должна вызывать удивления, как бы ей ни возмущалась Счетная палата.

Безусловно, с точки зрения надзорных органов любое нарушение относительно заранее запланированных сроков и оценок по стоимости является серьезным отклонением и поводом, чтобы обратить на это внимание. Но мы понимаем, что всякий раз, когда реализуется проект, содержащий прорывные технологии и решения, не имеющие аналогов в мировой индустрии, это приводит к тому, что возникают риски как по срокам, так и по стоимости проекта. Очевидно, что при наличии большой доли заемного финансирования даже само по себе увеличение срока за счет процентной нагрузки неизбежно даст и рост стоимости проекта, отметил господин Пантелеев.

Он отметил, что технология самолета МС-21 крайне сложна за счет решений по созданию композитного крыла. Его создание было серьезным техническим риском, однако сегодня оно уже проходит испытания в «цивильной» конфигурации, что уже дало хорошие результаты.

«Едва ли не самая серьезная сдвижка по срокам, которая произошла в проекте МС-21, была связана с изменением рыночных условий. Базовой моделью был выбран не МС-21 200, а МС-21 300, то есть более вместительная модель. Это привело к тому, что потребовалось произвести перепроектирование. Эта модель сегодня более востребована авиакомпаниями», — отметил Пантелеев.

По его словам, во всех бюджетных проектировках закладывается рублевая стоимость, в то время как значительная часть комплектующих приобретается за рубежом за валюту. Поэтому очевидно, что долларовая стоимость программы не только не выросла, но даже сократилась.

«Поэтому можно говорить о наличии проблем, которые своими действиями не смогли, да и не могли компенсировать сами авиастроители. Я бы охарактеризовал эти проблемы как не драматические. Например, мы помним случай, когда во время испытаний кессонного крыла произошло его разрушение при нагрузке 92%. Но путем увеличения массы конструкции аж на 25 килограммов на весь самолет была получена вторая итерация конструкции, которая прошла испытания даже с запасом», — напомнил Пантелеев.

«Как показывает практика мирового авиастроения, например, у конкурентов Boeing и Airbus, все самолеты относительно заявленных параметров создаются дольше, получаются тяжелее и дороже. МС-21 является одним из немногих самолетов, которые создаются без какого-то определенного перевеса. Эта машина в наибольшей степени будет отвечать заявленным производителем характеристикам», — резюмировал эксперт.

Таким образом, формально Счетная палата права. Выполняя свои контрольные функции, она не могла не заметить роста стоимости и смещения сроков создания самолета. Однако ОАК и «Иркут» оказались в непростой экономической ситуации, в том числе под давлением внешнеэкономических факторов.

В то же время производитель уже связан мягкими контрактами на изготовление самолета, и если в новых условиях потребовалось дополнительное финансирование, то это соответствует запросам проекта. Но факт в том, что проверка проверкой, а Россия, создав МС-21, сделает шаг вперед в самолетостроении. Стране нужны собственные, а не заграничные авиалайнеры.


для справки. разработка боинга три топорика стоила 5 лярдов ничем не обеспеченных бумажек. на июль 2018го их наклепали уже 1,559.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

BestAnonymous

October 9 2018, 02:14:23 UTC 1 year ago

  • New comment
"А в общем, думал он, перекраивая арифметику министерства изобилия, это даже не подлог. Просто замена одного вздора другим. Материал твой по большей части вообще не имеет отношения к действительному миру – даже такого, какое содержит в себе откровенная ложь. Статистика в первоначальном виде – такая же фантазия, как и в исправленном."
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →